Георгий Мохов
Туристический бизнес становится все более популярным в среде малого предпринимательства, ежегодно в стране открываются тысячи новых турфирм, образуются сотни филиалов и представительств иностранного турбизнеса. Несмотря на значительную конкуренцию, организация туристического бизнеса по прежнему остаётся экономически привлекательным способом применения средств начинающих предпринимателей. В первую очередь это связано со сравнительно небольшой затратной частью на первоначальном этапе и более-менее либеральной системой государственного лицензирования туризнеса.
Виды туристического бизнеса
Если вы решили организовать собственное турагентство, то вам необходимо знать некоторые формальности и правила действующие в турбизнесе.
В настоящий момент туристическое законодательство выделяет три вида туристической деятельности подлежащей лицензированию – это турагентская деятельность, туроператорская деятельность, и деятельность по продаже прав на клубный отдых (таймшер). Самым популярным и распространенным видом деятельности безусловно является организация турагентского бизнеса. Турагент является посредником между туроператором и конечным потребителем туруслуг, он на комиссионных условиях продаёт путевки различных туроператоров и выполняет функции розничного продавца турпутёвок, именно на него ложится общение с клиентами. В свою очередь, туроператор является разработчиком и поставщиком туристического «товара» на рынке, туроператор заключает договора с отелями, санаториями, перевозчиками, экскурсионными бюро, страховщиками и формирует так называемый турпродукт. Деятельность туроператора и турагента лицензируется отдельно - на каждый вид турбизнеса выдается самостоятельная лицензия. Если вы собираетесь осуществлять оба вида деятельности, т.е. будете продавать чужие путевки и в то же время формировать свои, вам необходимо получить две лицензии.
Лицензирование турбизнеса
Для лицензирования турбизнеса необходимо соблюсти ряд требований, изложенных в Положении о лицензировании турагентской и туроператорской деятельности, в частности вам понадобится наличие арендованного или собственного помещения, а так же минимальное число штатных сотрудников со стажем работы в области туризма не менее трех лет для агента и пяти лет для оператора.
Лицензию можно получить как на юридическое лицо (ООО, ЗАО и пр.) так и на индивидуального предпринимателя - ПБОЮЛ. Государственная пошлина за оформление лицензии составляет 1300 рублей.
Отдельно оформляется лицензия (сертификат) на продажу и бронирование авиаперевозок. Условия сертификации определены Федеральными Авиационными правилами и включают в себя требования к помещению, персоналу, системам бронирования и безопасности. Если одновременно с продажей путевок вы собираетесь самостоятельно продавать авиабилеты, вам необходимо заключить договор с авиакомпанией и получить вышеуказанный сертификат.
Как выбрать туроператора
Турагент самостоятельно выбирает с кем из туроператоров сотрудничать, этот выбор как правило мотивируется оптимальными ценами, надежностью и удобством работы.
Сейчас на туристическом рынке достаточное число опытных туроператоров практически по каждому туристическому направлению. Познакомится с туроператорами можно на профессиональных туристических выставках, ярмарках в г.Москве, таких как MITT (март, «Экспоцентр» на Красной Пресне), Интурмаркет (март, «Крокус-Экспо»), MITF (май, «Гостиный двор»), «Отдых» (сентябрь, «Крокус-Экспо»), а так же на региональных выставках. Специализированные ярмарки и конференции проводятся также в форме wоrkshop различными профессиональными туристическими изданиями такими как «Турбизнес», «Туринфо», «Банко», консалтинговая группа “Travel Expert”. На wоrkshop более спокойная и деловая обстановка чем на выставках, удобнее обсудить актуальные вопросы, познакомится с партнерами.
Выбрав туроператора, турагент подписывает агентский договор и получает вознаграждение с каждого проданного тура, в среднем 10 -12%. Если турагент успешно продает путевки туроператора, вознаграждение может увеличиться.
Повышенную комиссию так же получают турфирмы входящие в состав агентских Сетей, таких как Сеть магазинов «Горящих путёвок» или «Куда.ру». Вступить в сеть не так просто как кажется, к агентствам предъявляются весьма жесткие условия, а их деятельность контролируется управляющей компанией. Эффективность деятельности Сети, поддерживается активной совместной рекламой, тренингами персонала и высокими технологиями в области бронирования и продаж. Агентства, входящие в состав Сети отчисляют значительный процент от своего дохода, но это, как правило, оправдывается преимуществами корпоративной поддержки.
Нередко туроператоры создают собственную агентскую сеть, или дополнительные точки продаж с целью увеличения объема торговли и повышения узнаваемости брэнда.
Эффективность работы многократно возрастает, если эти торговые точки объединены общей системой бронирования и учета. Если вы собираетесь открывать сразу несколько агентств или филиалов позаботьтесь заранее о технологических решениях управления бизнесом.
Реклама в туристическом бизнесе
Итак, вы зарегистрировали фирму, получили необходимую лицензию и организовали работу офиса.
Первый вопрос, который у Вас возникнет – как заставить звонить телефон, то есть где и как давать рекламу, что бы привлечь клиентов. Существует немалое число изданий, каталогов, и приложений публикующих туристическую рекламу. Выделиться в таком обилии предложений сложно и очень дорого, поэтому, рассчитывая рекламную кампанию, в первую очередь определите свою целевую аудиторию.
Например, если Вы продаёте дорогие морские круизы бесполезно размещать информацию в дешевых «желтых» газетах, Ваш клиент не увидит этих предложений, необходимо задействовать респектабельные деловые издания или глянцевые журналы.
Для целей массовой рекламы неизменный эффект дают туристические каталоги подобные журналу «Туризм и Отдых», «Отдых и Путешествия» и пр., но прежде чем оплачивать размещение модуля, разработайте узнаваемый фирменный стиль и придерживайтесь его во всех публикациях, тем самым Вы повысите узнаваемость торговой марки и отдачу рекламы. Практика показывает, что недостаточно давать рекламу в одном-двух изданиях, для достижения максимального результата, необходим комплексный подход и работа с разными рекламоносителями, с целью охвата разносторонней аудитории. И еще одно правило – одноразовая реклама это выброшенные на ветер деньги, публикации всегда должны быть периодическими, только так Вы обеспечите себе охват аудитории. Мощным рекламным инструментом являются интернет ресурсы туристической тематики – travel.ru, tours.ru, turist.ru… Размещение различного рода рекламы в этих ресурсах подчас более эффективно чем в прессе, но для привлечения интернет аудитории в первую очередь необходим собственный корпоративный сайт или хотя бы интернет страничка в сети.
По материалам сайта Фабрика Бизнеса – как открыть турфирму
|